Храм в честь Архангела Михаила в с. Красное

krasnoe-prevСтарый деревянный храм был построен в 1774 г. Храм каменный с приделом в честь Николая Чудотворца была заново построена в 1910 г. Иваном Васильевичем Зембулатовым и родственниками: Владимиром, Дмитрием, Петром Дмитриевичем, Николаем Владимировичем и Владимиром Николаевичем Челищевыми. При храме имелась земская школа.

Храм был закрыт 1959 г. Храм передан Епархии 24 ноября 1994 г. Главный престол храма, как и прежний, был освящен в честь Архангела Михаила, второй — в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. После освящения нового храма старый деревянный храм стал приписным к нему.

Настоятель протоиерей Игорь Павлов, т: 8-905-640-13-77

Расписание богослужений в храме в честь Арх. Михаила в д. Красное

 

 

(Статья опубликована 30 сентября 2011 в газете «Балабаново»)

«Село Красное – красивое»

4 декабря 1910 г. благочинным о.Петром Георгиевским в храме с.Красное был освящён придел Николая Чудотворца, затем 1 июня 1911 г. настоятель Пафнутьева монастыря архимандрит Венедикт освятил главный престол – во имя архангела Михаила.
Здание храма возвели по традиционной для приходских церквей планировочной схеме, но со свойственной для строительной моды того времени многочастностью объёмов и дробностью деталей. Декоративное убранство фасадов церкви выполнили в псевдорусском стиле, представляя в одной постройке весь спектр архитектурных приёмов русского зодчества: кокошники, аркатурные пояса, навесные гирьки, ширинки, шатровое завершение колокольни… Страховая оценка построенного храма с дубовым иконостасом составила 28000 рублей.
Таким образом, благодаря капиталу И.В.Зембулатова, желанию церковного старосты П.Д.Челищева и его последователей построить достойный храм, а также таланту гражданских инженеров А.А.Меньшова и Б.А.Савицкого, над селом Красным и его живописными окрестностями вознёсся необыкновенно стройный и красивый каменный храм во имя архангела Михаила.
Недалеко от него продолжал стоять и деревянный храм постройки 1774 года. На 3 августа 1910 г. его страховая оценка составляла 4100 рублей. По заявлению от 31 декабря 1910 г. данный страховой договор был расторгнут, а старый храм предложили разобрать. (Правда, по свидетельству местных жителей он стоял и в 20-х гг. ХХ в. Видимо, сказывалось ещё сохранявшееся в местных жителях высокое духовное состояние и чувство уважение к древней святыне).

Hram 1

Революционные события 1917 г. и бурное социалистическое строительство оказали значительное воздействие на дальнейшую судьбу нового храма и обитателей села Красного.
Жизнь и бытовой уклад красносельчан менялись: постепенно они перебирались в города, о помещиках и фабрикантах стали забывать. Тяжёлым потрясением и испытанием для всех стали годы Великой Отечественной войны. Женщины, старики и дети приняли участие в укреплении оборонительных рубежей: рыли окопы, устанавливали и маскировали огневые точки, оборудовали ложный аэродром в районе д. Митяево. С октября 1941 г. по январь 1942 г. село оккупировали немецко-фашистские войска. По воспоминаниям свидетелей этих событий, селу не было нанесено большого материального ущерба. В ходе боевых действий снаряды пролетали в основном мимо. Новоявленные же постояльцы — вражеские солдаты и офицеры — старались вести себя культурно: уважительно относились к старикам и женщинам с детьми, любили показывать фотографии своих жён и детей, вести рассказы о них.
После освобождения Боровского района для жителей села начались трудные годы восстановления хозяйства и оказания помощи фронту. Вручную перекапывали поля и сеяли хлеб. За зерном приходилось ходить пешком на станцию Балабаново, обратно возвращались, неся на своих плечах полные мешки зерна. Все работы в основном выполняли женщины, старики и дети. Из ушедших на фронт 19 мужчин так и не вернулись в село, погибли или пропали без вести. К тому же значительная часть красносельчан вынуждена была уйти в город – на ткацкую фабрику «Красный Октябрь», бывшую Полежаевскую. В сельском хозяйстве оставались работать немногие.
Отток населения из села по разным причинам продолжался и в последующие десятилетия.
В 1991 г. в селе насчитывалось 39 постоянных хозяйственных дворов, в которых проживали 56 человек (28 мужчин и 28 женщин). Из них: 7 человек были в возрасте до 18 лет, 17 человек — с 18 лет и до пенсии, 32 человека — пенсионеры, в области сельского хозяйства работали только 6 человек, в других отраслях — 16. По данным на 1 января 1999 г., в селе было 25 постоянных хозяйственных дворов, проживали в них 42 человека: из них двое работали в области сельского хозяйства, остальное население составляли пенсионеры и один учащийся. В настоящее время в селе почти не осталось местных жителей. Правда, в летнее время число проживающих в селе увеличивается, в среднем, на 55 человек за счёт приезжающих родственников и дачников.
Храм, неразрывно связанный с селом, за ХХ столетие успел претерпеть совершенное опустошение. Известно, что уже в первые годы советской власти в храме были изъяты иконы и предметы церковной утвари, но капитал храма не тронули. Происходило всё это, якобы, без столкновений представителей власти с местным населением. Изъятие ценностей продолжилось в марте 1922 года. Тогда Боровская уездная комиссия по изъятию церковных ценностей в Фонд помощи голодающим из храма архангела Михаила забрала пять серебряных церковных предметов: потир, звездицу, ковш, тарелочку, кадило и восемь риз.
Существенный ущерб был нанесён храму во время Великой Отечественной войны. В период боевых действий октября 1941 — января 1942 гг. храм обстреливался. Ущерб оценили в 118000 рублей. (Свидетельства местных жителей по данному вопросу противоречивы: одни говорят, что серьёзно при перестрелке храм не пострадал, а найденные стреляные гильзы принадлежали нашим орудиям, другие, в том числе протоиерей И.И.Покровский говорили, что немцы преднамеренно обстреливали храм и частично его разрушили).
Вынужденный закрыться в военное время, храм в 1944 г. был открыт вновь. Священником в нём продолжал служить Иоанн Иоаннович Покровский, назначенный сюда ещё в 1922 г. В 1948 г. 16 апреля он скончался и был похоронен рядом с храмом.
Новым священником храма, по сведениям на 23 июля 1948 г., значился Александр Николаевич Борисов. Продолжая служить в нём и в 50-е гг. ХХ века, он сообщал, что число прихожан храма постоянно уменьшается, а молодые вообще не хотят ходить в него. В 1957 г. 4 сентября его сменил священник Михаил Михайлович Ежов, радевший всей душой о храме и о приходе. Но его место быстро занял другой — о.Борис Голуб. В целях личной наживы он продал из храма великолепный дубовый иконостас (после 1959 г.), за что, правда, был судим. Иконостас вывезли ночью в г.Кромы Орловской области, отдельные детали его в спешке бросили — они потом оказались в Калужском областном художественном музее.
После этого происшествия храм долгое время оставался без священника. Данное обстоятельство, а также небольшое количество прихожан и, как следствие, малодоходность прихода привели к закрытию храма архангела Михаила и снятию его с учёта действующих. Произошло это в 1960 г. после того, как 16 мая вышло постановление Совета по делам РПЦ при Совмине СССР.
Опустевшему зданию храма сразу нашли применение: в 1961 г. оно использовалось под склад колхозом им.М.И.Кутузова Сатинского сельсовета, в 1970 г. — колхозом «Восход» под промышленный цех подсобного хозяйства.
В 60-90-х гг. ХХ в. храму был нанесён дотоле небывалый ущерб: духовно опустошённое местное население и появившиеся в округе в большом количестве дачники, явно безразличные к истории этих мест и к их святыням, пытались отбить в храме и унести всё, что можно, вплоть до метлахской половой плитки, кирпичей и надгробных памятников XVII—нач. ХХ вв. Ими была нарушена и охранная зона храма (12 октября 1987 г. его зарегистрировали в качестве регионального памятника): её застроили дачами и гаражами. Грустно, что это святотатство совершили не во время военных действий, и даже не в ходе антирелигиозных кампаний, а в спокойное мирное время, когда этого явно можно было избежать. (К слову, в Армении до сих пор считается святым каждый даже заброшенный храм или его развалины, и ни у кого не поднимается рука взять оттуда хотя бы один камень!)
Слава Богу, для храма архангела Михаила всё это осталось в прошлом: 6 мая 1994 г. он был возвращён Русской Православной Церкви. Началось восстановление здания и обустройство его интерьера. Сначала всеми работами руководил настоятель боровского Благовещенского собора о.Димитрий Орлов. В настоящее время эта забота лежит на настоятеле Архангельского храма о.Игоре Павлове, поставленном сюда в августе 2008 г.

Hram 2

***
Храм накануне столетия своего существования, за которое он многое успел увидеть и пережить, стоя на виду у древнего Боровска. Хочется пожелать этому красивому храму и его скромному приходу более счастливой судьбы. Да сохранит его Господь Бог предстательством архистратига Михаила и святителя Николая, которым посвящены алтари этого святилища!

Н.П. Лошкарёва,
В.Г. Пуцко.
(Даты до 1918 г. даны по старому стилю).

http://gazeta-balabanovo.ru/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.